В этой статье постараюсь ответить на несколько основных вопросов о радио связи для велосипедистов.

Во первых радио связь в обязательном порядке необходима при проведении массовых выездов группой из 10-150 человек. Радиостанций в такой группе должно быть минимум 2 штуки для поддержания связи ведущего и замыкающего колонны. Чем больше велосипедов в колонне тем более растянутой становится группа в целом, что приводит к потребности в оперативном реагировании на возникающие в группе технические неполадки, например прокол одного из участников поездки и просто представление о том на какое расстояние вытянулась группа в целом. Путем несложных вычислений можно подсчитать в какую "колбасу" вытягивается группа из 50 велосипедистов если на одного велосипедиста требуется примерно 3 метра полезного пространства на дороге плюс согласно правил дорожного движения велосипедисты должны двигаться группами по 10 велосипедов с соблюдением расстояния между колоннами от 100 метров для облегчения обгона колонны автолюбителями.
Имея радио связь с колоннами ведущий оперативно может регулировать темп колонны. В случае технической проблемы всегда есть возможность связаться с отставшим и уточнить что у него происходит. Для ведущего так же важно знать что происходит с "хвостом" или "метлой" колонны для того что бы не растерять группу по пути к конкретному участку или месту проведения мероприятия.

В колонне лучшее всего пользоваться связью без использования репитера и других средств увеличивающих дальность радио связи. Так при использовании репитера радиостанции с более мощными передатчиками будут забивать слабые. Связь в так называемом прямом канале, когда все радиостанции в колонне настроены на одну частоту. Расстояние в 1-3 километра, а при наличии определенных условий и 4-6 километров, будет достаточным для связи с отстающими.
 
Стоит рассказать и про экономическую выгоду от использования радио связи. При выезде за пределы домашнего региона операторы сотой связи начинают тарифицировать все звонки по принципу "Платят все!" тоесть одна минута разговора будет стоит примерно 10 рублей как звонящему так и тому кто на звонок ответил. Возможно позвонив один раз можно пренебречь 20 рублями, но при частых звонках одна поездка может отнять львиную долю бюджета организатора и участников мероприятия.

Организаторам мероприятий по групповому катанию, а так же для поддержания связей между разрозненными группа катающихся радио связь будет так же полезна. Предположим имеются две небольших группы по 2 или 5 человек катающиеся на расстоянии 5-15 километров друг от друга к одной из групп желает присоединиться одиночный велосипедист. Использую радио связь достаточно узнать какая из групп ближе находится и выехать на встречу.

Для разрозненных групп удаленных друг от друга на значительное расстояние использование прямого радио канала будет невозможным из-за физических ограничений распространения радио-магнитных волн и особенностей рельефа местности. На значительных расстояниях удобно использовать радио репитеры позволяющие покрывать значительные расстояния площади радио сигналом.

Используя репитер или сеть из нескольких репитеров возможно связать группы и отдельных велосипедистов на расстоянии более 30-40 километров, а так же обеспечивать устойчивой связью абонентов в условиях городской застройки.
Радио связь позволяет проводить и всякого рода круглые столы по интересующим вопросам как то планирование будущего маршрута, отчет о поездке и многое другое.

 
Использование APRS велосипедистами
 
Технология APRS имеет два довольно больших недостатка, по мнению автора статьи, а именно дороговизна оборудования и отсутствие в России разветвленной сети диджипитеров. Плюсы технологии в том что имея компьютер или смартфон возможно отслеживать в реальном времени местоположение велосипедиста. Разумеется существует масса сервисов позволяющих тоже самое без использования радиостанций, но существенным минусом всех этих сервисов является постоянная связь с сетью Интернет через сеть базовых станций GSM. В этом случае технология APRS является более предпочтительной. Во первых абонент не расходует деньги на Интернет трафик. Во вторых независим от роуминга и покрытия сетей GSM. В третьих возможно найти группу или отставшего велосипедиста в месте где отсутствуют любые виды связи кроме спутниковой.
Конечно основной потенциал APRS заключается в проведении поисковых операций,  но возможности технологии так же полезны и в повседневной жизни. Основная польза, по мнению автора, заключается в оперативном представлении местоположения с точными координатами.

 
Использование радио связи в велоспорте
 
До 2010 года велосипедисты профессионалы активно использовали радио связь во время гонки. Шоссейный велоспорт недаром называется шахматами на колесах. Тренеры команд разыгрывают сложные схемы отрывов, удержания лидерства и довозки лидера команды до финиша где ему предстоит "выстрелить" молниеносной атакой.
Машины технического сопровождения оказывают техническую, информационную и снабженческую функцию. Радио связь позволяет передать лидеру и членам команды информацию о занимаемой позиции, опасности в виде "завала" и прочую информацию. 





Copyright © 2014 Вячеслав Сидоренко All rights reserved.